- КАПП ЭРНСТ
- (1808-1896) – один из основателей немецкой школы философии техники, соединивший географическую концепцию Карла Риттера с философией Карла Маркса, предварительно «перелицевав» гегелевский идеализм в материализм, в своей концепции «органицизма». В 1877 Капп опубликовал работу «Основные направления философии техники», где впервые анализируется феномен техники и формулируется система проблем, которая стала предметом исследования философии. В его труде «Общая и сравнительная география» исторический процесс представлен как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды, причём в течение веков человек обретает способность адекватно реагировать на вызовы природы и преодолевать свою зависимость от нее. Свой антропологический анализ природы и человека он изложил в книге«Узаконенный деспотизм и конституционные свободы», которая вызвала бурное негодование властей в Германии (судом автор был обвинён в клевете и выслалииз Германии в Америку). Техника рассматривается как «точка интеграции» социокультурных процессов, а человек – как её движущая и определяющая сила), а её развитие анализируется на основе теории «органической проекции», где технические системы представляют собой подобие человеческим органам, и, прежде всего, руке. Капп рассматривает соединение человеческих рук (антропологии) сорудиями труда как исходный пункт для философских размышлений о технике и её сущности. «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономерности, на основе которых осуществляется процесс их непосредственного (сознательного) проектирования. Вдохновленный идеей древнего грека Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, Капп увлекся тайной связи человеческого тела, рук с деятельность мозга. Он акцентирует своё внимание на всем телесном организме – на его ближайших связях с «Я», которое только в связи с телесностью и осуществляет процесс мышления; как соучастник, мыслит, существуя. При этом воедино сливаются и психология, и физиология. И этот процесс, как верно отмечает Капп, происходит на ниве созданной человеком искусственной среды: «То, что вне человека, состоит из создания природы и человека. Человек не удовлетворен тем, что ему предоставила природа, поэтому он «реформирует» окружение в угоду себе. Полагаясь на это его самотворчество, природа, словно создавая его, не всё предусмотрела и предложила человеку действовать по принципу – «доделаешь сам». «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономерности, на основе которых осуществляется процесс их непосредственного (сознательного) проектирования. Капп пишет:«Исходящий от человека внешний мир механической работы может быть понят лишь как реальное продолжение организма, как перенесение вовне внутреннегомира представлений». Понимая «внутренний мир» как человеческое тело, Капп делает вывод, что внешнее – это продолжение человеческого тела, точнее – механическое подражание его органов. На этом выводе строится его концепция «органопроекции», суть которой в следующем: «все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются не чем иным, как проекциями органов». Так Капп разрабатывает принцип технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом. Среди человеческих органов Капп особое место отводит руке. Она имеет тройное назначение: вопервых, является природным орудием; во-вторых, служит образцом для механических орудий и, в-третьих, играет главную роль при изготовлении вещественныхподражателей, т.е. является «орудием орудий». Именно из этого естественного орудия возникают орудия искусственные: молот как продолжение кулака, чаша для питья вместо ладони и т.д. В концепции органопроекции нашлось место и дляподобия человеческих глаз, начиная с увеличительного стекла, оптических приборов; акустическая техника стала подобием органа слуха, например эхолот, улавливающий шум винтов приближающейся подводной лодки, и т.д. Но человеческая рука выделяется среди всех этих органов: она, как считает Капп, – «орган всех органов». В своей концепции он выделяет три важных признака: 1) по своей природе органопроекция является процессом непрерывного, бессознательногосамообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осознания; 2) она носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованиемстрого предопределена (так «узнают» себя друг в друге лупа и человеческий глаз,насос и сердце, труба и горло, ручное орудие и рука и т.д.) и в технике используется путём сознательного перенесения за пределы первоначальных отношений;3) по своему содержанию органопроекция реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (всеми органами человека) иорудиями искусственными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. В заключении Капп делает следующие выводы: а) в процессе взаимодействия орудие поддерживало развитие естественного органа, а последний, достигая более высокой степени ловкости, приводил к усовершенствованию и развитию орудия; б) человек делает своё тело «масштабом» для природы и привыкаетпользоваться этим мерилом. ( пять пальцев руки, десять пальцев обеих рук дают соответственно пятеричную и десятичную системы исчисления).
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.